Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
Во все времена люди рассказывали истории — от сказаний у костра в древней пещере до современных сериалов на Netflix.
Однако в науке до сих пор нет четкого понимания, какую роль сторителлинг сыграл в развитии человечества. Ведь с эволюционной точки зрения это — лишние время и усилия, которые можно было бы потратить на поиск пропитания, размножение или сон ради экономии энергии.
Тем не менее, очевидно, что это — общечеловеческое универсальное явление, которое усваивается еще в детстве и играет важную роль в социализации индивидуумов и передаче знаний от поколения к поколению.
Тип знаний, о котором идет речь, — это «мета-знание» — информация о знаниях других людей. Это, по сути, необходимость для любого общества. Например, людям недостаточно знать, что они должны ехать по определенной стороне дороги. Им также нужно знать, что другие обладают тем же знанием. Поэтому рассказывание историй может гарантировать, что все члены группы знают и, следовательно, соблюдают «правила игры» в данном обществе.
Чтобы выяснить значение сторителлинга, британские и филиппинские антропологи недавно исследовали популяцию охотников-собирателей Агта, проживающую на территории Филиппин. Всего 297 человек, разбитых на 18 отдельных групп (лагерей).
Выбор был обусловлен тем, что сообщества охотников и собирателей имеют сильные устные традиции, диктующие социальное поведение в отношении брака, взаимодействие со своими родственниками, разделение продуктов, нормы охоты и социальные табу. Также в них отсутствует сложная система религиозных правил и норм поведения, несмотря на то, что эти группы очень тесно взаимодействуют друг с другом. Таким образом, сторителлинг мог способствовать сотрудничеству еще до появления организованной религии.
Сначала исследователи собрали популярные истории и обобщили их тематику. Чаще всего это были истории о важности сотрудничества — в работе, в дружбе и тд. Распространенными оказались также истории о равенстве полов и просто социальном равенстве.
Каждая история была направлена на регулирование социального поведения путем трансляции определенных паттернов: как действовать в разных ситуациях.
Например, история «Солнце и луна» четко передавала нормы гендерного равенства и сотрудничества. «Существует споры между солнцем (мужчиной) и луной (женщиной), кто должен освещать небо. После битвы, где луна оказывается такой же сильной, как солнце, они соглашаются разделить обязанности — один светит днем, а другой ночью».
Истории также несли в себе мораль: следующие социальным нормам герои вознаграждались, а нарушители наказывались.
Далее ученые провели ряд экспериментов, предложив представителям Агта поучаствовать в играх на кооперацию. Чтобы оценить сотрудничество, им предложено сыграть в простую игру с распределением ресурсов. Участникам раздавали жетоны просили распределить их между собой и их товарищами по лагерю.
Уровень развития таланта рассказчика у каждого из членов группы ученые оценивали, задавая всем вопрос, кого они считают лучшим сказателем историй. А уровень сотрудничества в группе определяли, наблюдая за ходом игры, где нужно было с каждым ходом делать выбор в пользу индивидуализма или кооперации.
При помощи анкетирования всем участникам задавали вопросы вроде «С кем вы хотели бы жить в одном жилище?» и т.п.
Выяснилось, что в группах (лагерях), где было больше хороших рассказчиков, сотрудничество было гораздо более выраженным.
Это говорит о том, что рассказывание историй может выполнять полезную функцию на уровне группы. Но это не объясняет, почему люди вкладывают столько времени и энергии, чтобы стать опытным рассказчиком. Если нет никакой личной выгоды, то почему бы не инвестировать эти усилия во что-то другое?
Тем не менее, рассказчики, похоже, неплохо вознаграждаются за свои услуги обществу.
Авторы исследования сделали вывод, что хорошие рассказчики могут рассчитывать на более высокий социальный статус и успех у противоположного пола. Даже в современном западном обществе опытные рассказчики — от романистов и художников до актеров — имеют более высокий социальный статус. Более успешные из них имеют и больше сексуальных партнеров, чем неуспешные.
Также сторителлинг оказался залогом репродуктивного успеха: у тех, кто умеет рассказывать истории, оказалось больше детей (в среднем на 0,5), чем у остальных участников эксперимента.
Источник: Cooperation and the evolution of hunter-gatherer storytelling
Хотите узнать как просто рассказывать хорошие истории и уметь наводить транс? Гипноз в индивидуальном и в групповом взаимодействии с людьми для успешной работы с психологическими, соматическими и психосоматическими проблемами. Читайте подробнее о курсе «Эриксоновский гипноз» в Центре НЛП и Психологии NLPsychology.